Шут. Хаос
Описание Аркана - Самый удивительный Аркан Таро. Он так и не находит свое место в колоде. Несмотря на то, что Мазерс, а за ним Артур Уэйт, ставят Шута в начало, его порядковый номер и сегодня является предметом спора различных школ. Шут свободно гуляет по всей колоде, и даже пробрался в игральные карты в качестве джокера. Кто он? Дурак? Слепой безумец? Бог-случай? Он как будто способен заменить любую карту. В некотором смысле колода Таро – это колода одной карты, карты Шута. Каждый последующий Аркан выходит из предыдущего. И каждая новая карта Таро – новая песня, которую распевает юноша на краю обрыва. Одна из его безумных мыслей. Один из снов спящего Бога, сновидящего самого себя. Есть ли порядок у этих снов, или колода постоянно тасуется? Не знаю. Каждый ответит по-своему.
Однако Шут не всегда изображался беззаботным юношей, как в колоде Артура Уэйта. На карте из колоды Висконти-Сфорца (конец XIV в.) мы видим юродивого. Образ духовной нищеты, вольницы, безумия и святости как свободы от самого себя, от собственной личности. Там где есть Шут, еще ничего нет. Ноль – предначало, первичная целостность, не изменяемая ни умножением, ни делением. Здесь нет знаний, нет предначертания. И одновременно есть Всё в непроявленном виде, в зачатке – всё бесконечное многообразие вариантов.
В мифах наивный Парсифаль становится рыцарем и открывает великую тайну Святого Грааля. В сказках Иван-дурак идет «туда, не знаю куда», ищет «то, не знаю, что», и обретает удивительные дары. Этот Шут живет в каждом из нас. Поражает безумие и отвага, с которой мы с самого рождения смотрим в пропасть своей смерти, стоя на ее краю и продолжая играть в мирские заботы. В котомке Шута, как в нашей душе, как в яйце нерожденной Вселенной, свернуты четыре стихии. Однажды он назовет себя «Я», станет Магом, развяжет свой узелок и начнет творить из них Мир. Этот или какой-то другой. Для чего? Зачем? А зачем вы читаете сейчас этот текст, обретая очередные знания и инструменты? В погоне за чудесами мы объясняем необъяснимое. Предпочитаем временный порядок извечному хаосу. Выстраиваем границы реальности, теряя свободу из-за собственных представлений о ней. Иллюзия понимания дает нам иллюзию контроля над реальностью жизни и смерти. И вы продолжаете читать, потому что хотите стать магом и не хотите быть шутом. Начинаете новое путешествие, думая, что тот, кто блуждает без смысла, никогда не заблудится.
Маг. Явное
Описание Аркана - Если Шут – это бог-случай, то Маг – карта первочеловека. Шут имеет абсолютную свободу, а Маг берет свободы столько, сколько может взять. Маг – первая песня Шута, песня о человеке, который отделился от целостности Мира и осознал свою исключительность. Он – Волшебник, Сказочник, безупречный Мастер. Воля Мага почти безгранична, он познает и творит Вселенную и самого себя. Окультуривает окружающий мир, как Адам дает всему имена, получая таким способом власть над образами и представлениями в своем сознании и в умах других людей. Одна его рука поднята вверх, другая указывает вниз. «То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи», – гласит принцип подобия. Так мыслит наш ум: от известного к неизвестному, импровизируя в хитросплетении логических связей.
Именно благодаря уму, мы переживаем нашу отделенность и изоляцию. В отличии от животного, человек несет в себе проклятие самоосознования. Он оказывается без собственного на то согласия вытолкнутым из не-двойственного блаженства Шута в пространство экзистенциального опыта, понимания своей смертности, свободы и одиночества.
Каждый из нас, становясь из Шута Магом, постепенно устанавливает границы, отмечает, где кончается «Я» и начинается «Другой». Это – процесс сепарации, роста и независимости, в котором мы становимся отдельным существом и полагаемся на самого себя. Мы видим, как на четырехугольном столе Маг разложил четыре предмета, четыре качества собственной личности, четыре стихии мироздания. Смысл своего существования он находит в созидании, в деле, которым занят, в возможности создать нечто большее, чем «я». Творческий подход к повседневности делает его жизнь наполненной, раскрывает его потенциал. Но здесь мы узнаём не только о своих возможностях, но и о границах собственной инициативы и воли. Маг генерирует творческие идеи, но не все мыслимое им воплощается в природе, он заключен в четыре стихии материального мира, он подчинен правилам, выдуманным им самим. Манипулируя, так просто заиграться и перехитрить самого себя! Для того, что бы быть Творцом и сотворяемым, Мастером и подмастерьем одновременно, нужно обладать большой предприимчивостью и концентрацией воли. Как часто мы, меняя лица и маски, теряем свое лицо; давая имена другим, забываем свое собственное имя. Так легко заблудиться в сонме «я», в многообразных проявлениях своего эго, хватаясь то за одну мысль, то за другую, словно перескакивая с ветки на ветку. Когда невозможно остановиться, прервать неутомимую деятельность, жизнь превращается в бессмысленную суету.
Жрица. Скрытое
Описание Аркана - Если Маг – это Мужчина-Творец, то Жрица – женская среда, в которой происходит творение. Женщина в струящемся, как вода, платье сидит между двух колонн – черной и белой. Она одинаково отражает природу добра и зла, безоценочно принимает и то, и другое. И оставаясь нейтральным зеркалом, сохраняет истину. Там, где Маг говорит: «Да», Жрица с таинственной улыбкой Джоконды произносит: «Возможно». Где Маг уверен, Жрица сомневается. Где Маг действует, Жрица наблюдает. Ведь то, что мы чего-то не знаем, не означает, что этого не существует.
Как сложно нам порой сохранять такую срединную позицию. Мы впадаем из крайности в крайность. То, словно за соломинку в бушующем море хаоса, хватаемся за рациональные суждения и отворачиваемся от закрытых врат бессознательного. То тихий шепот тайны манит нас, и тогда мы тонем в ложном мистицизме, поддаемся эзотерическому кликушеству.
В этом Аркане, как и в нашей душе, переплетаются женские образы: от Пречистой Девы Марии, монахини до храмовой проститутки; от наивной принцессы, безумной Офелии, ждущий у окна своего принца, до коварной старой девы Бабы-Яги, посвящающий юношей в мужество. Она и девушка, едва прикоснувшаяся к своей чувственности, и старуха – сосуд человеческой памяти, знающая, как принять роды, справить брачный обряд, обмыть покойника. Она – та, кто находится на пороге между сознательным и бессознательным, миром живых и мертвых, отдельной личностью и чем-то большим. Хранительница врат, входа в чрево Абсолюта, за которыми плещется океан божественного Шута. Она готова к инициации, она ждет, повинуясь приливам и отливам нашей истории. Сколько несказанного находится в ее свитке! Разверни его – и оживет древнее забытое заклинание. А пока молчание правит миром.
Императрица. Мать
Описание Аркана - Если Маг – идея мужественности, а Жрица – идея женственности, то Императрица – воплощенная жена, вынашивающая и сохраняющая плод. Сидящая на удобных мягких подушках в лесу, цветущем и плодоносящем одновременно, она и есть Мать-Природа, Владычица сезонов. Она любит и любима. Знает толк в комфорте и достатке, готова как щедро одарить, так и лишить всего нашествием беспощадной стихии собственных страстей.
Да, Императрица полна противоречий. То она покровительствует изысканным искусствам, то следует капризной и пошлой моде; то естественна в своей земной красоте, то с наслаждением предается излишествам. Она принимает поклонение многих любовников и желает одного единственного любимого. Но всему есть свое объяснение: и у этой женщины своя тайна – она беременна.
Она носит в себе плод будущей жизни, бесконечно разнообразной в своих проявлениях. Она обеспечит свое дитя материнской заботой, теплом и питанием, как свою собственность, как часть себя, ревностно защищая и требуя в ответ только одного – любви и преданности ее величеству. Но именно она дает человеку базовое доверие миру, основу для чувства «все хорошо», ощущение достатка и достаточности. Или же лишает этих состояний, заставляя жадно желать удовлетворения, сытости и впечатлений.
«Мама, мамочка!» – этот крик, вырывается из нашей груди, как проявление боли, никогда не насыщаемой потребности в полном принятии, как мольба о безусловной любви. И он остается без ответа, как и первый крик при рождении, крик о безвозвратной потери рая материнского чрева. Всю свою жизнь мы ищем дверь, ведущую туда. И до самого порога смерти эта дверь остается закрытой.
Император. Отец
Описание Аркана - Абсолютной властью веет от грозной фигуры. Она, казалось бы, представляет единый монолит с каменным прямоугольным троном, прочно надетой короной, сковывающими живое тело латами и холодной неприступностью скал позади. Так же неразрывно Император соединен со своим статусом правителя государства, полководца, хозяина территории.
Им движет чувство долга. Ведь он ответственный Отец своей земли, где солнце восходит и заходит в положенное время, звезды движутся по заданным траекториям. В его государстве безупречно ровные линии исключительно параллельны и перпендикулярны. Он контролирует, регламентирует и дисциплинирует жизнь подданных и свою – всю до мелочей. Он следит за включенностью каждого в социальную жизнь, за личным участием в общественно полезном деле. Он и сам заложник собственной роли и статуса. По мере превращения в значимую фигуру, его недостатки становятся совершенными, слабые стороны – достоинствами, а способности – сверхчеловеческими качествами.
Стремясь к власти, мы получаем иллюзию контроля над действительностью. Нам кажется, что правильный расчет, информированность и способность влиять дает нам безопасность. Но как бы мы ни укрепляли оборону, ни расширяли границы управляемой территории, смертоносный хаос рано или поздно вмешивается в наши планы, привнося в них спонтанную непредсказуемость жизни.
Император напоминает сказочного правителя, сторонника порядка и пунктуальности. Этот правитель враждует с другим государством, где царят красота, искусства и чувственные удовольствия. Это земля Императрицы. Она его жена, с которой правитель когда-то по недоразумению поссорился. Так и цивилизация неумолимо завоевывает природу, упорядочивает ее естественную первозданность, приводит к системе, пытается вписать в разумные рамки многообразие ее опыта. И одновременно Император и Императрица постоянно нуждаются друг в друге. Она питает его жизненной силой. Он гарантирует ей космический порядок бытия.
Хаос природы приобретает значение только будучи конструируемым человеком. Он сам вносит в него форму, осознавая реальность такой, какой он ее воспринимает. В этом конструировании заключается его ответственность. И каждый из нас правитель своего государства. Мы конструируем мир так, что он кажется нам независимым от нас, «объективным». Бывает любопытно поинтересоваться у себя: «Каким образом я создаю окружающую ситуацию? Каков в этом мой вклад?»
Жрец. Принадлежность
Описание Аркана - Если Император – это власть светская, то Жрец – власть духовная, власть над убеждениями и верованиями. Ее представляют религия и негласные нормы морали.
Перед человеком в мантии священнослужителя почтительно склоняются ученики. На некоторых колодах двух учеников изображают разными: один разумен, другой влюблен; один богат, другой беден; один мужчина, другой женщина; один в цепях, другой свободен. Закон системы един для всех: каким бы способом ты не вошел в эгрегор, ты принадлежишь ему навсегда и соблюдаешь иерархию. Все принадлежат, никто не исключен. У каждого свое место в системе, которое ему лучше всего подходит.
Одновременно мы принадлежим к разным системам: к родительской семье, к семьям наших супругов и партнеров, к организации, где мы когда-либо работали, к церкви, в которую обращены, к университету, где учились, к духовной школе, к множеству других согласованных или несогласованных друг с другом систем. Сила системы намного больше силы всех отдельных людей, ее составляющих. Так, часто энергия нашего рода управляет нашей судьбой. Из лояльности к нему мы повторяем один и тот же сюжет из поколения в поколение. Этот же принцип действует в любом сообществе или организации, порождая внутренние переплетения.
С уважением к иерархии Жрец воспитывает своих потомков, учит тому, что знали их предки. Он дает чувство сопричастности к большему, что оберегает и защищает нас, чувство преданности и верности своей традиции, включенности в общие дела и осмысленность существования.
Но иногда каменная маска застывает на лице Жреца. Маска ханжеского нравоучения, лицемерного церковного формализма. О чем говорят голоса старейшин? Жив ли Учитель в нас? Часто своего учителя мы больше любим мертвым, чем живым. Ведь когда учитель умирает, мы сами становимся учителями. Консервируем привычную картину мира, подходим к другому со своей меркой, диктуя ему свои правила, навязывая авторитеты.
Влюбленные. Проекция
Описание Аркана - Первый сюжетный Старший Аркан. Однако композиция сюжета в разных колодах не одинакова. На древней колоде Висконти-Сфорца мы видим алхимический брак мужского и женского, Мага и Жрицы, который заключается в душе каждого человека. Интегрируя в себе своих родителей, принимая внутри себя отца и мать, мы укрепляем этом союз.
Эту же сюжетную линию продолжает Артур Уэйт. В его колоде первочеловек Адам (Маг) смотрит на Еву (Жрицу), а та смотрит на ангела. Таким образом, сознание (мужское, логическое) познает божественное (надличностное) через интуицию (женское, чувственное). Эта же идея есть в юнгианском психоанализе: душа человека через контакт с Анимой движется к Самости.
Однако в Марсельском Таро сюжет осмыслен иначе – представлен выбор, совершаемый человеком. Возможно, это выбор Адама между Евой и Лилит. Или выбор мужчины между матерью и невестой. Так или иначе, выбора у них нет: мужчина не женится на матери, а Адам не выбирает Еву.
Каждый из нас испытывает иллюзию свободного выбора, когда мы делаем то, что нам нравится. На самом деле наш выбор уже определен прошлым опытом, установками и проекциями. Иными словами: «Ты нравишься мне, потому что в тебе есть то, что я привык считать симпатичным. И куда бы я ни посмотрел, я вижу только самого себя. Здесь больше никого нет». И мир вокруг нас – одно большое зеркало, где отражаются наши мысли, желания и опасения.
Возможно, для человека западной культуры одержимость романтическим чувством чуть ли не единственный общедоступный способ прикоснуться к божественному миру. С самого начала своей жизни мы тоскуем по утраченной целостности. Мы ищем ее в своих партнерах, в близких и значимых людях, мужчинах и женщинах, в случайных знакомых. Словно на застывшие манекены, мы надеваем на них наши чувства, снятые с других людей нашего далекого прошлого. На какое-то время мы обретаем себя в нашем возлюбленном, восполняем пустоту, ощущаем моментальное сближение и эйфорию. Однако черты реального человека отличаются от наших проекций, и влюбленность оборачивается горьким разочарованием этим несоответствием. И в Аркане Влюбленные мы встречаемся с пониманием собственной неполноты, недостаточности, с потребностью найти ДРУГОГО – брата-союзника, друга или врага, спутника или проводника на своем пути.
Итак, с кем я говорю сейчас, мой читатель? С вами или с моими представлениями о вас? И что именно вы прочли сейчас? Только то, что выбрали прочесть?
Колесница. Успех
Описание Аркана - Мы видим героя Колесницы, который выехал за пределы города, перешел оборонительный ров, оказался на незнакомой чужой территории. Он вышел из рая Влюбленных, сепарировался от родительской семьи, отделился от Бога. Возможно, это выезд молодого короля, осматривающего новые владения. Он воин, латы защищают его нежное тело и ранимую душу. Над его головой звездный покров матери. Он находится под властью того, что в психоанализе называют материнским комплексом, – желания зависеть от матери, скрытой надежды на неудачу и поражение. При этом герой словно проверяет этот мир на прочность, испытывая его границы своей мощью. Это так похоже на кризис тридцатилетних, когда впереди сияет своим блеском вершина жизни, нет предела возможностям, море по колено и горы по плечо.
В разных колодах Колесница изображена по-разному. Вот, кони несут во весь опор, рискуя погубить окружающих и покалечить возницу. Такой сюжет напоминает мне миф о Фаэтоне, который, из желания доказать связь со свои отцом Гелиосом, взялся управлять его колесницей. Погиб сам, чуть не разрушил Землю. И еще один миф об Икаре и Дедале. Там также идет речь о сыне и отце-маге, и также сын погибает.
И Фаэтону, и Икару, пусть через конфронтацию, важно заслужить признание отца, доказать право быть мужчиной и преемником. И оба они терпят поражение. Так и в нашей жизни мы будто говорим одному из родителей: «Я докажу тебе, что достоин! Посмотри на меня. Все, что я делаю – мои успехи и несчастья – все это для тебя, ради твоего внимания и одобрения». И в какой-то момент мы понимаем, что жили за кого-то другого, но только не за себя.
Но не во всех колодах мы встречаемся с неоправданным риском. Например, на карте Артура Уэйта сфинксы, запряженные в колесницу, спокойно прилегли, и повозка словно застыла в самоутверждении. Черный сфинкс с вкраплениями белого и белый с вкраплениями черного – символ вечного дао, динамики добра и зла, могущества и желания, живущий в душе каждого героя, одержимого успехом и достижением. Герой представляет единый монолит со своей колесницей, с неотвратимым движением к цели, не знающим препятствий на своем пути. Он принимает вызов этого мира.
Сила. Энергия
Описание Аркана - Когда герой начинает ощущать свое могущество, он встречается с внутренним зверем – с силой, которая живет в нем, руководит им, дает ему ресурсы и возможности. И часто оказывается неуправляема. Так было с Гераклом. В припадке неистовства он убивает свою жену и детей, раскаивается и идет служить царю Эврисфею, совершать двенадцать знаменитых подвигов. И конечно, первый его подвиг – это убийство льва, животного начала в самом себе. Но наш герой не знает о коварстве богини Геры, затмивший ему разум, поэтому попадает в ловушку.
Совершенно иначе осмысляется этот сюжет в Таро. Здесь женщина играет со львом, приручает его лаской и любовью, подобно тому, как чистая дева усмиряет единорога. Феминность, женское начало оказывается ближе к нашей телесности, к проявлению агрессии и желания, ко всему, что находится под социальным запретом и гнетом морали. Она мудрее, она глубже чувствует свою сексуальность и находит для нее выход. Она отдается стремительной Силе. Зачем раскрывать пасть льву? Зачем исследовать инстинкты, пробуждать сексуальность, выражать чувства открыто? Именно в чреве красного льва – в нашем теле – хранятся ключи от энергии нашей души. Получив этот уникальный доступ к собственным ресурсам, мы становимся действительно живыми и свободными.
Но как же удержаться на этой грани между принятием своей истинной природы и утратой человеческого облика? Как часто мы выбираем между двумя крайностями: разорвать пасть льву, как это сделал Геракл, или быть съеденными прожорливым чудовищем собственных страстей.
В нашей культуре есть еще один миф о борьбе с чудовищем – миф о Георгии Землепашце. Он служит Великой Матери Земли и освобождает деву, убив дракона, который похитил ее. Таким образом, герой обретает психологическую обоеполость.
В испытании Силой конфликт неизбежен. Победить Дракона можно только самому став Драконом. И в этом случае герой отличается от Дракона тем, что он осознан в своей Силе. Лемниската над головой девы символизирует эту осознанность.
Отшельник. Поиск
Описание Аркана - «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Кто я? Зачем я пришел в этот мир? Где был до рождения и куда исчезну после смерти? Почему я и все люди умирают? Какой во всем этом смысл? Такие экзистенциальные вопросы задает себе человек в кризисе середины жизни. Он ищет ответы, которых не существует в его опыте, бесконечно и скрупулёзно исследует детали, находит ценность в процессе, а не в достижении. Он словно заучивает эту жизнь наизусть, да не просто наизусть, а «на иглу», кода проткнув любую букву в Книге Бытия, можно сказать, какие слова пронзило острие на предыдущих страницах. Он достигает максимальной зрелости, вместе с тем, воплощает замысел своих родителей и ожидания общества. И от этого порой не знает, кто он.
Проходя через перевал в середине своего пути, он одновременно слышит противоречивые голоса своей социальной личности и требования Самости. Он ищет собственный смысл, свою цель жизни, а не смысл, продиктованный ему другими людьми, природой, космосом.
Претерпевая лишения, Отшельник бредет по ледяной пустыне, опираясь только на самого себя. Вездесущее время стирает его пол, в лабиринтах пути теряет значение, кем он был рожден – мужчиной или женщиной. В его фонаре остался только свет сердечной печали. Он освещает себе путь знаниями об эволюции и инволюции, эросе и танатосе, о хроносе (поступательном движении времени) и кайросе (глубинном измерении вечности), о сосуществовании этих двух сил одновременно.
Одиночество – его боль и надежда. Это переживание не ослабляется от встреч с другими людьми. Они больше не могут утвердить его существование. Как бы он ни хотел раствориться в них или как бы он ни старался их поглотить, эти попытки оставляют только горечь изоляции. Глубоко, как никогда, он ощущает собственную отдаленность от других в самых болезненных аспектах жизни – в повторяющемся поиске романтической любви, в своем старении, в бессмысленности и конечности бытия. И в тоже время, он чувствует свою сопричастность чему-то большему, главному, центральному.
Во многих предсказательных традиция карта Отшельника означает конец жизни. Основной текст мифа о Парсифале тоже завершается встречей с отшельником, отпускающим герою грехи и направляющим к Святому Граалю. Причина такого финала не только в том, что в средние века человеческая жизнь была не долгой, и сорокалетие было периодом глубокой старости. Этот миф завершается в той точке, где сейчас находится наш современник. В Отшельнике большинство из нас словно останавливаются в своем духовном развитии, миф обрывается у нас внутри. И если мы готовы идти дальше, нам стоит начать именно с этого места. Но что стоит песчинка в пустыне, капля в морской глубине? Отшельник видит отражение великого в малом. Служение его в следовании своему Пути.
Колесо Судьбы. Смысл
Описание Аркана - С течением жизни мы начинаем видеть общие закономерности в событиях, не связанных, на первый взгляд, друг с другом. Мы узнаем единый сценарий, повинуясь которому мы строим отношения с различными аспектами нашего бытия. И тогда мы задумывается о причинах, о неком «первичном» событии, создающем череду следствий. И найдя его, осознав, проработав, прожив заново, мы думаем, что провернули колесо кармы вспять. Каково же наше удивление при встрече с этим повторяющимся сценарием на новом витке жизни! И снова, и снова.
Однажды на семинаре Хайо Банцхафа спросил кто-то из слушателей: «Хайо, почему в своей первой книге ты писал, что Колесо Фортуны обозначает везение и удачу, а в следующей предостерегал, что когда выпадает эта карта, колесо судьбы набирает обороты?» Хайо ответил одной фразой: «Когда я писал свою первую книгу, я был молод».
С опытом у человека развивается «чутье на удачу». По неведомым его сознанию признакам он понимает, где и когда ему повезет. Провидение, словно не доверяя нам, посылает сигналы: все верно, именно это твой путь, не сомневайся. Но часто одновременно с этим чутьем к человеку приходит мудрость, знание фатальной предопределенности жизни. И вместе со многою мудростью – многие печали. Еще о таком говорят: его любит удача, но не любит судьба.
Как далеко мы ушли от слепой игры случая! Артур Уэйт изображает в своей колоде Колесо судьбы, парящее в облаках среди Апостолов. Над ним восседает беспристрастный наблюдатель Сфинкс, представитель Бога на земле. Колесо, охраняемое священными знаками и письменами, будто приглашает нас в свой центр – в единственную точку покоя и безмятежности. Именно об этом состоянии говорят: «Быть в потоке здесь и сейчас». Именно к нему приходит Отшельник через долгий путь медитаций.
Правосудие. Баланс
Описание Аркана - Воительница Афина, любимая дочь Зевса, рожденная из его головы, трезвомыслящая и не знающая страстей, восседает на троне. Ее взор ясен, она видит эту реальность такой, какая она есть, объективно, без фильтров и искажений. Она знает законы, логика которых нам порой не понятна.
Где в мире справедливость? Почему виновный не наказан, а праведник страдает? Почему рождаются больные дети? Почему лучшие уходят первыми? И множества других «почему» не находят ответа в этом космическом безразличии. Получается, что нет справедливости на свете. Да, в нашем человеческом понимании – нет. Но есть в высшем понимании, как равновесие между элементами системы.
Каждый из нас является таким элементом – членом семьи, рода, сообщества, организации, церкви, государства, народа, этноса и, наконец, всего человечества. Каждый находится в отношениях с каждым и с системой в целом. И эти связи должны быть сбалансированы. Именно таким балансом ведает Аркан Правосудие или системная совесть. Согласно этому балансу, например, сын отвечает за поступки отца и компенсирует его ущерб. Или один из партнеров уходит, когда берет слишком много.
Эти принципы непререкаемы и действуют помимо нашей воли и сознания. И нам иногда кажутся жестокими. Но разве мы можем постичь глубокое и мудрое устройство Вселенной? Часто в Аркане Правосудие мы обращаемся к большой фигуре за милостью к нам. Здесь мы осознаем важность своей малой функции – быть человеком, и ее большой функции – служить балансу системы, как например, служит такому равновесию война или катастрофа, уносящая многие жизни.
Колонны врат на Аркане Правосудие уходят далеко вверх, мы не видим их капителей, как не видим последствий наших поступков, как самых благих, так и разрушительных. Мы также не знаем, что хранится за плотно задернутым пурпурным занавесом позади трона Афины, и многие тайны закрыты для нас. Лишенные понимания причинно-следственных связей, ошеломленные равнодушием мира, мы делаем шаг в следующий Аркан – в Повешенного, повторяя вслед за Сартром: «Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно. Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно то, что умираем».
Повешенный. Жертва
Описание Аркана - Александр Мень в своей книге «Сын Человеческий» писал о том, что каждый из нас поднимается в гору. На этом пути мы совершаем добрые дела, накапливает заслуги и знания, добиваемся успехов, стараемся быть лучше. Но когда мы восходим к вершине, мы видим, что на ней стоит крест. И все, что мы создали и приобрели, самое дорогое и ценное, мы приносим в жертву на этом кресте. Потому что прежний опыт, каким бы он ни был, стал бесполезен для нас. Действуя на основе этого опыта, мы все больше запутываемся, все глубже погружаемся в трясину боли, тоски и забвения. Мы отдаем себе отчет в работе привычного механизма лишь тогда, когда он внезапно ломается. Приходит ощущение недееспособности: «Что бы я ни предпринял, становится только хуже». Выхода нет, и остается сдаться на волю обстоятельств. И только тогда из поражения, беспомощности и смирения приходит озарение, новое виденье ситуации и своего места.
Висельник на карте сознательно переворачивает свой взгляд на мир, видит скрытую сторону вещей. Он ограничивает свои движения, чтобы прийти к покою сознания и ясности ума. Он входит в медитацию самадхи – состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого, не-двойственность, снимается противоречие между субъектом и объектом, внутренним и внешним мирами.
Но иногда мы совершаем подмену и приносим ложную жертву. Мы демонстрируем беспомощность для получения благ и льгот, используем зависимое состояние, на первый взгляд болезненное, но, тем не менее, удобное для манипуляций окружающими и обстоятельствами. Тогда озарения не наступает, мы приходим в тупик, где безрадостно дожидаемся своего конца.
Смерть. Изменение
Описание Аркана - Артур Уэйт (Памела Смит), в отличии от художников-предшественников, изображают на этой карте четыре фигуры, встречающих всадника Апокалипсиса на бледном коне. Это четыре реакции на встречу со смертью: социальные достижения повержены (фигура Императора), вера трепещет в поклонении (фигура Жреца), чувства бессильны и парализованы (фигура Женщины), любопытство находится в радостном возбуждении (фигура Ребенка).
Можно считать себя особенным, уникальным. Думать, что «все умирают, но ведь я – не такой, как все, значит, я никогда не умру». Можно стремиться быть «хорошим», ведь смерть настигает только «плохих». Можно верить в высшую защиту и в вечную жизнь, в перевоплощения или в загробный мир, но всем своим существом ощущать, что каждый раз, уходя, возвращается кто-то другой. А ты все еще строишь планы на завтрашний день?
В западной культуре, ориентированной на успех, смерть приравнивается к неудаче, проигрышу. Она представляется нам злой, жестокой, увечащей силой. Этот образ с детства поселяется в нашей душе. И ужас маленького ребенка живет в бессознательном взрослого. Когда-то мне часто снился такой сон: чудовище-Смерть преследует меня. Я бегу от него из последних сил, но оно догоняет меня. Я захлопываю на пути все двери, но оно, как параллельная реальность, проходит сквозь двери и стены. Оно настигает меня и делает со мною то, что давно собиралось сделать. И тогда я сама становлюсь чудовищем. Всесильным и спокойным. Расту и расширяюсь в пространстве. Растворяюсь в игривой реке, ароматной земле, холодном воздухе – в прекрасном ликовании жизни.
Романтизация смерти и ухода; заигрывание с Танатосом, единственным богом, не любящим даров; увлечение эстетикой безобразного – все это дает нам иллюзию неограниченной свободы. Но встречаясь со смертью, невозможно остаться неизменным. Проходя жизненные кризисы, мы становимся кем-то другим. «Смерть напоминает нам, что существование не может быть отложено», и мы переходим «из состояния, в котором мы задаемся вопросом каковы вещи, в состояние потрясенности тем, что они есть». (И.Ялом)
Умеренность. Ангел
Описание Аркана - Просыпаться каждое утро и благодарить кого-то за новый день. Сладко потягиваться, чувствуя пробуждение своего тела. Умываться прохладной водой. Заваривать зеленый чай и наблюдать, как медленно раскрываются его лепестки. Зажмуриться от первого самого приятного глотка. Прибраться в доме, привнося в каждый уголок порядок и чистоту. Приготовить обед, наслаждаясь ароматными кухонными запахами… Так в приятной и привычной суете проходит день. Такой же, как и многие другие дни жизни. Такой же обычной жизни, как и у многих других людей.
Умеем ли мы радоваться повседневности и привычному существованию? Чаще мы тяготимся скукой и вспоминаем об этом гармоничном укладе, лишь когда он нарушается. Мы обращаемся к Ангелу-хранителю, когда нам нужна помощь, забывая, что он стоит за нашим плечом каждый день, выстраивая наш быт, заботится о нас постоянно. Размеренный ход времени мы начинаем ценить, только пережив потрясения и потери.
Наш Ангел, словно дантов Вергилий, готов провести нас сквозь все опасности подземного мира. Он стоит на границе времени, на границе мира живого и мертвого, хранит луч нашей жизни и лечит недуги души. Это образ Архангела Михаил в христианстве, или бодхисатвы в буддизме. Он достиг совершенства, но остался в земном мире ждать нашего перехода, помогать нам в этом пути. Помните притчу о том, как человек гулял по берегу моря и встретил бога? Человек стал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Но бог указал ему на две торопки следов: «Посмотри, я все время иду рядом с тобой». «Да, – сказал человек. – Но вот там, среди камней, где мой путь был совсем невыносим, я вижу только одну тропку следов». «Это так, – ответил бог. – Потому что там, я нес тебя на руках».
Дьявол. Тень
описание Аркана - С опытом, мы начинам понимать, что события, которые случаются в нашей жизни, – это лучшее что может с нами произойти. Мы чувствуем присутствие сострадающей силы, принимающей нас такими, какие мы есть, и терпеливо ждущей нас где-то за порогом. Дьявол. Тень Описание Аркан Находясь в Дьяволе мы не учимся манипулировать. Ведь мы и так умеем делать это очень хорошо. Как ни странно, здесь мы пытаемся быть честными с самими собой.
Известно, что когда светит солнце, предметы отбрасывают тень. И нам с вами повезло жить в солнечном мире, где есть добро и зло. А как поживает зло внутри нас самих? Знаем ли мы себя «настоящего»?
На встречу с Тенью мы реагируем по-разному: протестом, отрицанием, показательным самобичеванием, высокомерием. Дьявольские черты мы придает тому, что исключаем. То, что мы отвергаем, становится нам враждебным. Часто мы обвиняет себя и других, страдаем от обид на близких, раздражаемся на беспринципных и наглых людей, считаем неудобным и неприличным заявлять о своих желаниях и правах, боремся за справедливость, помогаем и жертвуем собой, невзирая на неблагодарность окружающих, ведь нам так важно оставаться хорошими в собственных глазах. А вы никогда так не делаете?
Я воспользуюсь знакомой метафорой. Представь себе большое и полезное животное. Кого вы представили? Это животное когда-то родилось одновременно с вами. И его еще в младенчестве посадили в тесную, темную и холодную клетку. То ли из страха перед его будущей силой, то ли из представлений о чем-то плохом. Шло время, рос человек, и животное росло вместе с ним. И из животного вырос монстр, уродливый, ненасытный в своих желаниях и всемогущий. И чем-то очень близкий нашему внутреннему раненому ребенку, постоянно нуждающемуся в любви.
Переживая травмирующий опыт, наша душа словно расщепляется. Одна ее часть, не выдержав этого опыта, становится теневой и вытесняется, а другая продолжает жить и испытывать «безопасные» или «разрешенные» переживания. Тогда сошествие во ад или подземное царство мертвых, описанное во многих мифах, является целительным процессом возвращения утраченной части собственной души.
Но помимо личной Тени, мы обусловлены еще социальной Тенью. Именно с ее молчаливого согласия совершаются все преступления. Фашизм, нацизм, ксенофобия, жестокое насилие, порабощение – все это последствия контакта человека со Зверем. Мы всегда живем за счет жизней других людей. Но обычно щадим себя и не любим об этом говорить или же, напротив, – прикрываемся социальной болью, как щитом от нашего персонального Минотавра. Человек всегда несет вину не только за преступления против других людей, морали или социальных правил, но и за преступления против самого себя.
А есть еще и архетипический уровень Тени. Кошмары наших сновидений, сладостные и жуткие некротические переживания, весь мучительный нуминозный опыт нашего детства. Мы не заглядываем в эту бездонную глубину, предпочитая забыть и не вспоминать о ней никогда. Действительно, стоит ли раскрывать ларец Пандоры?
Башня. Катарсис
Описание Аркана - Привычный мир рушится. Все то, что когда-то было с целью и смыслом построено, гибнет на глазах. Ни одна опора более не надежна. Земля уходит из-под ног. Горе вокруг.
Такова сцена мощного взрыва, который исходит из самой глубины души. Мы слишком долго накапливали энергию в Аркане Дьявола, который умеет только брать. И вот она, подобно семяизвержению гигантского фаллоса, внезапным выплеском выходит наружу. На этой энергии делаются революции, разыгрываются кровавые битвы, происходят природные катаклизмы, а также обыденные личные драмы, раны от которых порой не менее болезненны для нас.
Мы наблюдаем, как с поднебесной высоты Вавилонской башни вместе с ее обломками падают две властные фигура – Императора, хозяина социального мира, и Жреца, властителя наших дум. На самом деле, мы падаем вместе с ними. Это крушение наших идей и лучших достижений. Когда-то мы сами возвели эти оборонительные стены, чтобы они защищали нас. Но теперь они стали малы, как одежда, из которой мы выросли. Нам самим осознать это трудно, мы к ним привыкли, поэтому необходимо потрясающее основы событие, как удар молнии. Здесь мы ничем не управляем и ничего не контролируем. Просто потому, что больше нечем контролировать – эго повержено и разбито на части.
Нам кажется, что боги разгневались на нас, заступники отвернулись. Мы ужасаемся мощной ярости, сметающей все на своем пути и клокочущей в нашем сердце. Но все в мире нуждается в очищении. Эта гроза приводит к долгожданному катарсису, высвобождению забродивших сил, смывает иллюзии, уносит формальное, оставляя суть нашей души в ее первозданном обнаженном состоянии.
Звезда. Премудрость
Описание Аркана - Однажды вы выходите из дома по каким-то делам и встречаете человека. Это случайный встречный, но почему-то на нем останавливается взгляд. Впрочем, минутой спустя, вы уже забываете эту встречу. И вспоминаете о ней, только когда как бы случайно снова встречаете этого же человека на другом конце города. Вы удивляетесь и продолжаете спешить по своим делам. Бывало ли с вами такое?
Существует теория, согласно которой, от любого человека на земле нас отделяют шесть рукопожатий. Что же движет этими спонтанными связями? Мир словно пронизан невидимыми нитями света, переплетающими каждого с каждым. И в этом удивительно красивом узоре один несет послание для другого. Это послание Духа. Оно больше, чем мы способны осознать и объять своим вниманием. Последствия наших действий и мыслей влияют даже без нашего ведома и усилий на людей, встреченных нами, и далее – на их знакомых, которых мы никогда не встречали, и на следующие поколения. Иногда мы называем подобные явления знаками судьбы или светом путеводной звезды.
На этом же удивительном эффекте основан феномен заместительского восприятия. Это волшебная способность человека воспринимать любой объект – живой или неживой, считывать его чувства, состояния, взаимосвязи с другими, быть открытым стороннему опыту. Благодаря энергии этого Аркана, мы можем, словно сказочные герои, оборачиваться голубицей и лететь в другие страны, исторические эпохи, миры.
На Аркане Звезда мы видим обнаженную фигуру женщины. Так изображена Шехина – Вечная Женственность, Божественное Присутствие среди людей, мистическая София, сострадательное начало, делающую всех нас космическими братьями. Она дает нам способность чувствовать на расстоянии, транслировать себя вне времени и пространства. Она несет целительную энергию мертвой и живой воды: сначала очищая от скверны, затем обновляя силы.
Чувствуя себя песчинкой в бесконечном космосе, искрой среди миллиардов звезд, мы одновременно переживаем свою сопричастность к процессам вселенского масштаба. И словно одинокие корабли в темном море, «мы видим огни других кораблей – нам до них не добраться, но их присутствие и сходное с нашим положением дают нам утешение». (Ирвин Ялом)
Луна. Морок
Описание Аркана - Представьте, что вы бредете по темному ночному лесу. Тропа давно потерялась, и ноги увязли в болоте. Глаза почти ничего не видят, и вы не можете отличить куст растения от притаившегося чудовища. Странные жуткие звуки доносятся до вашего слуха. Вы не знаете их происхождения, но догадываетесь, то их может издавать живое недоброе существо... Так страшно бывает только в сказках или во сне. Но иногда сновидческое тело начинает главенствовать, и когда мы бодрствуем. Границы реальности размываются, наш разум омрачается и гаснет, уступая место сумеркам и безумию.
Когда мы смотрим на Луну, то видим только одну ее сторону, питающую наши фантазии иллюзии и стремление к мистицизму. Мы не видим другой стороны – ужасного лица Гекаты, насылающей морок и беспричинную тревогу. Эта тревога настолько невыносима, что нам необходимо выдумать объект для нашего страха, привязать его к конкретной ситуации, будто бы понимание, чего же именно я боюсь, придает силы защищаться и управлять. Вместо того чтобы бояться «ничто», мы тревожимся «о чем-то». Такой страх кажется нам течением на поверхности реки, которое не затрагивает ее глубин. Но в этом мы ошибаемся.
Тревога отсутствия почвы не проявлена в повседневном опыте, но это делает ее еще более грозной. Отравленные этой тревогой, мы отождествляемся со смертоносным опытом и замираем. Тревога не смерти, а пустоты. Наше сознание расчленено. Объекты, которые мы воспринимаем, отделены от своих значений. Словно губка, мы впитываем в себя значимые фигуры, ищем забвения в игре, карьере, алкоголе, наркотиках, сексе, попадаем в зависимость. Но как бы мы не расширяли свои оборонительные ограждения, мы остаемся в сомнениях по поводу собственной безопасности. И любое потрясение ввергает нас в состояние хаоса. «Ничто в мире не соответствует нашим всегдашним представлениям; правит случайность; абсолютно все может измениться; все, что мы считали непреложным, ценным, хорошим, может внезапно исчезнуть, твердая основа отсутствует, мы «не дома» здесь, или там, или где-либо в мире». (Ирвин Ялом)
Об этой уязвимости напоминает мучительный вой волка и собаки, постоянно звучащий внутри. Эти два персонажа говорят о нашей двойственной природе – прирученных человеческих желаниях и необузданной дикости, живущей в нас. Отдаваясь на волю этой бесконтрольной силы, позволяя ей увести нас за собой, следуя зову шамана, мы попадаем на территорию сновидения. Здесь контакт с нашим страхом делает нас сильнее, а попытка его осмысления разрушает нас. Здесь наше расщепленное сознание может идентифицироваться с биологической клеткой, с жизнью животных, сущностью растений и минералов, процессами и объектами неорганического мира, единовременно заместительствовать состояния нескольких персонажей одной системы. Это пространство становится для нас первичной реальностью, домом, подлинной родиной, где единственный способ выжить – это не быть присутствующим.
Солнце. Счастье
Описание Аркана - Иногда на консультации или тренинге я прошу человека вспомнить ситуации в своей жизни, когда он мог бы сказать: «Вот сейчас происходит самое главное, то, ради чего я появился на свет». Попробуйте и вы задать себе этот вопрос.
Я заметила, что ответы большинства людей похожи. Несмотря на различие примеров и многообразие коллизий судьбы, они обычно описывают два состояния. Одно из них – это творческий подъем и востребованность; вдохновение и трепет перед великим; кураж от того, что все получается; наполненность энергией и чувство полета. Другое состояние, напротив, описывается как душевный покой, растворение в безмолвном океане уверенности, слияние с бесконечно мудрым и любящим началом. Эти два на первый взгляд различных качества пульсируют в каждом из нас. Но чаще мы слышим их зов издалека, понимаем, что это и есть голос Самости, смысл нашего существования. И что бы это ни было, в каких ситуациях ни проявлялось бы, мы это называем счастьем.
Что же такое Самость? Переживание своей уникальности и универсальности, целостности личности и единства с человечеством. «Самость не только центр, – писал Юнг. – но также и вся окружность, которая включает в себя как сознательное, так и бессознательное; она является центром этой всеобщности, точно так же как эго является центром сознания». В Аркане Солнце мы встречаемся с интегрированной личностью, объединившей дуальность ясности и тени, героя и противника, двух враждующих братьев, оставляющих одну суть, как это изображено в колоде Марсельского Таро.
В мифах и сказках мы читаем о явлении сверхличности, Мессии; во снах к нам приходят возвышенные короли, герои-спасители. Так же в Таро Артура Уэйта мы видим знаменосца, возвещающего о победе; здесь наш герой приходит в образе ребенка. Во всей своей простоте, обнаженной уязвимости, он выезжает на белой лошади за ограду, радостно возвещая наступление нового дня. Словно маленький Дон Кихот, которого Ф.Достоевский называл «прекрасное, не знающее себе цены». Так и мы, будто подсолнухи-гелиотропы, стремимся к Солнцу, сгорая в его невыносимых лучах; в детском блаженстве и полном самопринятии, проявляем свои таланты и дарования, творим великие свершения, идем на подвиг. И наша жизнь никогда не становится будничной, мы чувствуем себя самым лучшим подарком этому миру. Мы больше не ограждаем себя от слишком интенсивных переживаний, освобождаемся от чувства вины перед непрожитой жизнью в себе. Именно Солнце сжигает мировую вину и скорбь, преследующие человека, и он, наконец, дает прощение самому себе.
Суд. Возрождение
Описание Аркана - Этот сюжетный Аркан иллюстрирует включенность человека в сложную систему, неотделимость его души и судьбы от душ и судеб других людей, нации, этноса, всего человечества. Фигуры замерли в ожидании, поскольку результат уже предопределен. Все что можно было сделать, сделано: священный Грааль добыт, клад найден, путь пройден, все вопросы разрешены. Весь багаж жизни, который мы волокли за собой, остается в гробах прежнего мира, а мы, следуя зову Ангела и обретая новое тело, возрождаемся к вечной жизни. Здесь мы убеждаемся в том, что жизнь по ту сторону действительно существует.
О чем же этот сюжет? О рождении Самости. Мы словно переходим из гусеницы в бабочку, следуя всем естественным стадиям этого процесса.
Сначала мы становимся уязвимыми, подобно ребенку из Аркана Солнца, и это верный признак надвигающейся трансформации. Наше внутреннее состояние меняется, как меняется химический состав тела. Мы ищем безопасное место для окукливания. Гроб, земля – идеально подходит для этого. Там мы истлеваем и превращаемся в ничто. Не имея никакого обмена с окружающей средой, с другими душами людей, мы пребываем «за порогом». И вот внутри этой пустоты образуется Самость. Она высвобождается из защитной оболочки, делает полный вдох и расправляет крылья, обретая истинный центр.
Но и здесь нас подстерегают ловушки. Если в Аркане Солнца мы рискуем впасть в иллюзию собственной уникальности, то здесь нам стоит остерегаться веры в конечного спасителя. В того, кто возьмет на себя наши «грехи» и сделает нас защищенными. Тогда мы искусственно удерживаемся в прежнем состоянии, и трансформации не наступает. Нет ничего страшнее стареющей гусеницы.
Чтобы стать подлинным целителем и спасителем самому себе, нам предстоит пережить умирание и воскрешение. Во многих традиционных культурах такой путь проходит шаман. Он встречается с духами предков, они раздирают его плоть, а затем вновь собирают ее в единое целое. Так и наша жизнь, как лоскутное одеяло, состоит из других жизней. Мы можем называть их «прошлыми жизнями» или неким опытом, находящимся за пределами нашего представления о реальности, миром духов, сущностей иного порядка.
Представьте себе, что волна накатывает на берег. И уходит обратно в бесконечную глубину океана. Приходит следующая. И она содержит в себе капли предыдущей, но не является ею. Здесь мы слишком близко подходим к космическому Океану Абсолюта, оставаясь бесконечно малой его частью.
Мир. Совершенство
Описание Аркана - Вот и все завершилось. Прекрасный Андрогин, сочетающий в себе признаки мужского и женского пола, танцует танец жизни, бесконечно повторяя свои совершенные па. Он венец творения, человек в состоянии абсолютной любви и духовного совершенства. Он помещен в границы Вселенной, изображенной в виде Мирового Змея Уробороса, который олицетворяет цикличность природы: чередование созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного рождения и умирания. Вокруг этих границ расположены четыре знакомых нам по Колесу Судьбы персонажа – Орел, Телец, Лев и Водолей, стражи углов божественного престола и пределов рая, сакральные ориентиры нашей души. В их руках больше нет книг, они нас всему научили, и мы усвоили их уроки. Вернувшись во вновь обретенный рай, мы счастливы. То есть находимся в согласии «со своей частью», с предназначением, со своим местом в этом огромном, живом, упорядоченном по высшему замыслу организме Мира.
В древних мифах содержатся представления о жизненном цикле, созданным более могущественной реальностью, миром богов и стихий. Глядя на смену времен года, мы видим действие священных сил возрождения. Так и в развитии пути человека есть свои весна, лето, осень и зима. И в каждом деле или процессе есть эти стадии. Природа является лучшим образцом и наставником для человека.
Но как нам в течении жизни прийти к согласию, реализовать свой потенциал? Как найти связь с космическим смыслом, который питает земной смысл нашего повседневного существования? Главный итог всех наших поисков в понимании того, что не человек является центром Вселенной. Мы приходим к Миру, когда осознаем, что вся природа служит не нам, а Богу, не эго, а Самости. Как часть природы, мы также следуем этому служению.
Есть простая формула предназначения: делай то, что нравится, и найди тех, кому это нужно. Почему же вокруг так много людей, живущих без согласия с собой? Что с ними происходит? Такой человек, подавляя истинные желания, утрачивает способность узнавать «свое» и занимает то место, на которое ему указывают другие. Либо он, в попытках отстоять право на выбор, бесцельно мечется, пока не выбьется из сил и не потеряет смысл. Такую цену мы платим за невополощение своей судьбы, оставаясь отчужденными и отщепленными от того, кем реально являемся. Мы ищем большее или другое вместо того, что бы принять эту жизнь такой, какая она есть прямо сейчас.
Все мы путешественники, и в каждом из нас есть внутренний компас. И он безошибочно показывает нам, когда мы сбились с пути. Важно только почувствовать его сигналы, говорящие: «С тобой что-то не так». И это единственный голос, который стоит слышать всю жизнь. Ни один другой человек, учитель или провидец, ни одна мудрая книга не знает, какой кусочек мозаики нам дано вложить в общую картину этого мира. И только когда жизнь прожита, мы можем сказать: «Да, все произошло именно так, как было нужно. Я – часть бесконечного процесса, единой внутренней природы Мировой Души, пневмы, пронизывающей все сущее».
На многих колодах танцующий Андрогин изображен в центре венка, сплетенного из еще нераскрывшихся бутонов. Придет нужное время и из каждого такого бутона родится новый Шут-путешественник, и новая душа отправится в земную жизнь в поисках опыта. Так, Вселенная повторяет себя снова и снова.
Индийский мистик Кабир однажды написал красивые слова: «Точно как капля соскальзывает с листа лотоса на солнце ранним утром, сияя как жемчужина, в океан...» Он сказал: «То же самое случилось со мной. Я искал, мой друг. Вместо того чтобы найти себя, я потерялся в космосе. Капля росы исчезла в океане». Перед смертью он попросил своего сына изменить слова. Последняя строчка стала такой: «Мой друг, я исследовал и искал себя. Вместо того, чтобы найти себя, я нашел весь мир, всю вселенную. Не капля исчезла в океане, но весь океан исчез в капле».
Алёна Солодилова-Преображенская, психолог, мастер Школы психологического Таро.